Госжилинспекторов вооружат дополнительными полномочиями

На всероссийском селекторном совещании с руководителями органов Госжилнадзора, посвященном вопросам контроля за качеством услуг в сфере ЖКХ, заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис отметил, что, в силу особенностей законодательства, возможности жилинспекторов «весьма ограничены».

Сегодняшняя практика такова, что жилинспектор проводит проверку по сигналу граждан (например, в подъезде не горит лампочка или разбито стекло). По результатам проверки он выдает предписание об устранении нарушения и одновременно может составить протокол об административном правонарушении. Однако выписывать штрафы инспекторы не могут, нарушителей к ответственности привлекает только суд.

Если между потребителями жилищных услуг и ресурсоснабжающими организациями заключены прямые договоры, то жилищные инспекторы вправе лишь проверять корректность начисления тарифов в квитанциях. Более того, в субъектах федерации за жилинспекторами сегодня внимательно приглядывают прокуроры, которые имеют право привлекать к административной ответственности самих инспекторов.

«Сегодня жилинспекторам приходится идти в суд в случае неисполнения их предписаний, — напомнил Андрей Чибис. — Но мы считаем, что ответственность за нарушения, которые происходят в домах граждан, должна быть жесткой и неотвратимой; только так мы добьемся внимательного отношения к клиентам. Поэтому мы дадим жилинспекторам право привлекать нарушителей к административной ответственности самостоятельно, а не через суд». При этом за управляющими компаниями останется право оспаривать такие решения в судебном порядке.

Эксперты неоднозначно оценивают идею усиления контрольных функций Госжилнадзора. Как отметил заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов, в последнее время полномочия и сфера надзора органа и так постоянно расширяются. В настоящее время, помимо контроля за состоянием МКД и деятельностью по их управлению, жилинспекторы контролируют проведение капитального ремонта, проверяют качество домов, построенных по программам переселения, проводят тотальные проверки состояния лифтов и т. д. При этом говорить о кардинальных улучшениях в деятельности службы пока не приходится. Об этом косвенно свидетельствует динамика количества жалоб, поступающих в общественные приемные НП «ЖКХ Контроль». В частности, за 2015 год и I квартал 2016 года туда поступила 6851 жалоба на управляющие компании. Количество обращений в I квартале 2016 года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 3%. При этом в 2015 году в приемные «ЖКХ Контроль» поступило 193 обращения в связи с бездействием жилинспекторов. «Эффективной работе в субъектах сегодня препятствует не отсутствие полномочий, а элементарная нехватка рабочих рук, — считает Андрей Костянов. — При уже существующих задачах и полномочиях их штат должен быть увеличен минимум в 2 раза».


Справочно:

По последним данным, сотрудниками Госжилнадзора уже проверено 2885 домов, что составляет 99% всех зданий, построенных для переселенцев из аварийного жилья. Благодаря этому, устранено 662 дефекта до сдачи домов в эксплуатацию. Однако в ряде регионов (например, в Ханты-Мансийском АО и Сахалинской области) эта работа еще не завершена. «Даже один некачественно построенный дом может дискредитировать всю программу. Минстрой России внедрил систему многоступенчатого контроля качества жилья, строящегося по данной программе, и Госжилинспекция играет в ней роль, которой нельзя пренебрегать», — отметил Андрей Чибис.

Опубликована: 24 мая 2016 г.

Все новости